Так повелось, что в омуте беды
Сплотить должны сильнее нас навек:
Охрана окружающей среды,
Библиотека, книга, человек!
В. Ковалёв
Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.
Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:
• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);
• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);
• развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).
Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:
• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
• творческому общению детей с природой;
• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.
Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.
Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.
№ п/п |
Вид деятельности |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Изучение книжного фонда школьной библиотеки |
1,2,4-й кварталы |
Зав. библиотекой |
2 |
Создание тематической картотеки: «Экология - путь к пониманию природы» |
1,2,4-й кварталы |
Зав. библиотекой |
3 |
Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе» |
1,2,4-й кварталы |
Зав. библиотекой |
4 |
«В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ |
1,2,4-й кварталы |
Зав. библиотекой |
5 |
Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта |
1,2,4-й кварталы |
Зав. библиотекой |
Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов
В идеале - душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответственный |
1 |
Диалог о сострадании. По рассказу Л. Андреева «Кусака»
|
Дискуссия |
5-6 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
2 |
Диалог о доброте. По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье» |
Дискуссия |
5-6 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
3 |
Диалог о безвозвратно утерянном. По рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром» |
Дискуссия |
9-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответственный |
1 |
Планета Земля в опасности |
Ролевая игра «Экологический консилиум» |
9 класс |
Учитель биологии, библиотекарь |
2 |
Экологические «крестики - нолики» |
Конкурс знатоков |
9-11 классы |
Учитель биологии |
3 |
Вовлечённые в войну |
Экологическая экспертиза |
7-8 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
4 |
Проблемы Мирового океана |
Экологический суд |
10-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
5 |
Да будет свет |
Телемост «Энергетика будущего» |
10-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
6 |
Боль Земли |
Выставка книг, статей, рефератов учащихся |
8-11 классы |
Библиотекарь, учитель биологии |
Главные задачи этого раздела - с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответствен ный |
1 |
Путешествия по стране Лeгумия |
Игра-путешествие |
5-6 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
2 |
Лесные тайны |
Разгадывание кроссворда с элементами беседы |
5-6 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
3 |
Легенды о цветах |
Заочная викторина |
8-11 классы |
Библиотекарь |
4 |
Гимн природе |
Выставка- викторина с элементами беседы |
6-8 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
5 |
Голоса Земли |
Познавательно- театрализованное представление |
5 класс |
Учитель биологии, библиотекарь |
6 |
Красота, гармония и целесообразность в природе |
Беседа |
9-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
7 |
Природа как универсальная ценность |
Семинар |
9-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела - ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответственный |
1 |
Как я отношусь к моему здоровью? |
Анкетирование |
6-8 классы |
Библиотекарь |
2 |
Наше здоровье и от чего оно зависит? |
Беседа |
6-8 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
3 |
Сколько лет жить человеку? |
Диалог о долгой и счастливой жизни |
10-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
4 |
Перекрёсток беды |
Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа |
5-11 классы |
Библиотекарь |
Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответственный |
|
1 |
Летающие цветы. Галерея Красной книги |
Экскурсия по страницам Красной книги |
5-7 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
|
2 |
Виды особо охраняемых территорий |
Семинар |
8-9 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
|
3 |
А знаем ли мы птиц? |
Игра - соревнование |
6-7 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
|
4 |
Люби и знай свой край |
Путешествие по книге |
6-7 классы |
Библиотекарь |
|
5 |
Наведи порядок в своём доме, дворе, улице |
Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе |
5-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.
С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Категория учащихся |
Ответственный |
1 |
Почему экологию должны изучать все? |
Сочинение- рассуждение |
5-9 классы |
Учитель биологии |
2 |
Как красива родина моя |
Фотовыставка творческих работ учащихся |
5-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
3 |
День природы |
Игра «Что? Где? Когда?» |
9-11 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
4 |
Мир прекрасный, мир живой |
Игра «Умники и умницы» |
8-9 классы |
Учитель биологии, библиотекарь |
5 |
Я познаю малую родину свою |
Исследовательские проекты |
|
Учитель биологии, библиотекарь |
Роль районного ресурсного центра по экологическому воспитанию учащихся Слуцкого района «Экомир» по продвижению идей устойчивого развитияАвтор: Коледа Тамара Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Опыт работы ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» по экологическому воспитанию учащихся. Задача образования для устойчивого развития состоит в утверждении новых ценностей и жизненных смыслов... |
Подростковое объединение по интересам «Экопарадокс». Программа работыПояснительная записка Экология уже давно вышла за рамки интересов отдельных людей и теперь смело может считаться третьим важнейшим компонентом устойчивого развития государства наравне с человеческим ресурсом и экономикой. Одной из главных задач эколого-биологических центров является организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды. Т... |
Тест по экологии для студентов колледжа с ответамиПояснительная запискаДанный тест может использоваться для закрепления знаний или в качестве тематического контроля по разделу: Общая экология для 1-го курса дисциплина «Экология», 2-го курса дисциплина «Экологические основы природопользования», 3-го курса дисциплина «Экология на транспорте» для всех специальностей. Тест состоит из 50-ти вопросов, которые распределены на 2 варианта, каждый вопрос имеет 4 варианта ответов один из которых прави... |
Образовательный кейс "Экологическое место отдыха" предназначен для учащихся среднего звенаПроблемная ситуация: особо охраняемые природные территории (далее ООПТ), места, на территории которых охраняется природа, ландшафты, водные объекты, растения и животные. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы - именно здесь природа и все её процессы в естественном проявлении изучаются, наблюдаются в течение многих лет, здесь природа находится под государственной охраной. Именно на ООП... |
Программа объединения по интересам эколого-биологического профиля "Крылатый дозор"Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация: Программа объединения по интересам предназначена для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, руководителей клубов «Крылатый дозор», учителей начальной школы, учителей биологии. Программа объ... |
Программа объединения по интересам «Теремок»Пояснительная записка Любовь к природе у детей не приходит сама собой – её нужно пробудить. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научиться любить и беречь свой дом, его надо узнать. В психолого-педагогической науке дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как первая ступень экологического воспитания, на которой закладываются основы экологической культуры личности. На современном этапе это весьма актуаль... |
Клубам «Крылатый дозор» Слутчины - 15 летАвтор: Коледа Тамара Анатольевна, директор ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Публикация посвящена детскому клубному движению «Крылатый дозор». Материал представляет интерес для всех, кто занимается экологическим воспитанием воспитанников дошкольных учреждений образования и учащихся школ. Цель: знакомство с работой клубов "Крылатый дозор" Слуцкого работа. Задачи: показать пути ... |
Эколого-биологический брейн – ринг «Знатоки природы», 5 класс. Сценарий Автор: Шилина Олеся Фёдоровна. Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Свердловская СШ № 6», ЛНР, г. СвердловскСценарий эколого-биологического брейн – ринга для 5 класса. Знатоки природыЦели: обобщить знания о растениях и животных; развивать у учащихся экологическую культуру и культуру общения; формировать представление о взаимодействии человека и природы; учить умело объединять знания и умения, проявлять творческие спо... |
Педагогический опыт по использованию фольклора в изучении экологии Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация: Работа посвящена обобщению педагогического опыта по использованию фольклора в изучении экологии учащимися. В статье анализируются возможности изучения экологии учащимися различного возраста посредством знакомства со сказками через игр... |
Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ» Описание. Публикация знакомит с некоторыми парками Республики Беларусь, с их историей и легендами. Материал предназначен для педагогов и учащихся, интересующихся историей и экологией. Автор: Коледа Тамара Анатольевна, директор ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Цель: знакомство учащихся с историей возникновения некоторых парков Республики Беларусь.1. История садово-паркового строит... |
Экологическое исследование школьников «Экология воздуха в г.Слуцк» Описание. Экологический проект по экологии, направленный на изучение проблемы загрязнения воздуха. Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и всех кому небезразлично будущее планеты. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Р... |
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Нас окружают тысячи видов растений – деревья и травы, прекрасные цветы. Каждый день мы наслаждаемся их видом, пользуемся их дарами. А много ли мы знаем о них? Предлагаю вам Библиотечный урок о деревьях. Из тех книг, которые учат любить природу, бережно к ней относиться, правильно вести себя в природе. Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья... |
Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возрастаНа данный момент население должно обеспокоиться проблемами экологической обстановки. Всё чаще можно заметить людей, не задумывающихся о будущем нашей планеты. Экологическое воспитание детей происходит редко и чаще всего этому вопросу не уделяют много времени. Нужно прививать экологическое поведение с раннего возраста. Дети дошкольного возраста уже способны находить различия и делать сравнения. Для этого хорошо подойдут к... |
Экскурсия тематическая, заочная продолжительность 40 мин., для учащихся 5-8 классовПриемы показа и рассказа: предварительный осмотр экскурсионных объектов, локализация событий, цитирование, прием реконструкции, сравнение. Цели и задачи: - познакомить с производством минеральной воды «Себряковская», со структурой воды; - показать значение воды в жизни человека, способность воды нести здоровье человеку; - формировать навыки бережного отношения к воде; - воспитывать почтение к труду волгогр... |
Конспект занятия в объединении "Юные исследователи"Тема: "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник". Цель: познакомить обучающихся с охраняемым объектом природы Хинганским заповедником. Задачи: Обучающие: - познакомить с понятиями "охрана природы", "заповедник", правилами поведения в природе; - закрепить знания о Хинганском заповеднике; - формировать у обучающихся понимание единства человека и природы. Развивающие: - учить детей определять причинно-следственные св... |
Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война
Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс
Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:04 0 | ||
|
Оксана Владимировна Сверчкова # 28 апреля 2016 в 23:09 0 | ||
|
Алёна Васильевна Парамонова # 1 мая 2016 в 13:33 0 | ||
|
Ирина Александровна Гордеева # 24 июня 2016 в 06:44 0 | ||
|
Елена Валерьевна Жукова # 5 августа 2016 в 11:15 0 |
Валентина Дмитриевна Митрофанова # 11 октября 2016 в 19:01 0 |
Ольга Владимировна Перковская # 21 октября 2016 в 19:44 +1 | ||
|
Наталья Геннадьевна Маленко # 13 ноября 2016 в 21:51 0 |
Пивалкина Татьяна # 26 апреля 2017 в 11:50 0 |
Геннадий Федорович Журавлев # 15 октября 2018 в 15:04 0 | ||
|