Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, больший авторитет для него имеет учитель, но и семья, отношения с родителями представляют для него большую ценность. Связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и учебной, и воспитательной работы с классом. Искренний интерес родителей к делам класса, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление «включиться» в жизнь детей делают процесс воспитания более эффективным.
Одной из главных ступеней в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги за год. Избираемая на собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловлен деятельностью конкретного классного коллектива, а также закономерностями развития личности младшего школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, состоянием здоровья учащихся.
Организуя работу с родителями, школа реализует следующие цели:
1. Просветительская - необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.
Критериями эффективности работы классного руководителя с родителями в начальной школе служат.
• уровень сформированности положительного отношения к школе;
• ее престиж в глазах семьи родителями;
• уважительное отношение к педагогическому коллективу;
• наличие в классном и родительском коллективе традиций.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как несоблюдение педагогической этики.
Первый запрет - на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения учителя с родителями должны носить деловой характер и касаться вопросов развития личности ребенка.
Второй запрет - на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях и собраниях. О принятых мерах родители извещаются.
Третий запрет - на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. д.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Вот несколько рекомендаций:
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, участников собрания, приглашенных, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте методы, активизирующие деятельность: ролевые игры, педагогические ситуации, групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании более непринужденным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, волнующие их больше всего. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных ребят, и детей «группы риска» - ушли с собрания с верой в
Вариант 1
1. Тайна «Мирного домика».
2. Анатомо-физиологические особенности младших школьников.
3. Психологические особенности младшего школьника.
4. Неуспеваемость: причины и способы решения проблем.
5. Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека.
6. Характер моего ребенка: что можно в нем изменить и что нельзя.
7. Роль отцов в семейном воспитании.
8. Эффективное общение с ребенком.
9. Спортивный праздник «Джунгли зовут».
Вариант 2
1. Но прежде всего мы родители.
2. Как воспитать в ребенке уверенность в себе.
3. Письменная речь младших школьников.
4. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.
5. Характер моего ребенка.
6. Эстетическое воспитание младших школьников.
7. Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни?
8. Второй ребенок в семье: почему возникают проблемы?
9. Семейный спортивный праздник «Мы любим спорт».
Вариант 3
1. Но прежде всего мы родители.
2. Характер моего ребенка: что в нем можно изменить, а что нельзя.
3. Гиперактивный ребенок.
4. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.
5. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно.
6. Что значит быть хорошим отцом?
7. Военно-спортивная игра «Зарница».
8. Почему наши дети так говорят.
9. Способности ребенка: как их распознать и развить.
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!