Психология

Психологические особенности старшеклассников

Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие в раннем юношеском возрасте характеризуется гармонизацией, в отличие от подросткового, основной чертой которого была неравномерность, или гетерохронность.

Анализ психологических проблем детей в начальной школе широко представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.

Умение учиться включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способа выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Эти положения развиваются в работах А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской.

Урок-практикум по самовоспитанию для учащихся старших классов «Учитесь властвовать собой»

Величайшая победа — есть победа над самим собой.

П. Кальдерон

Человеку имеет смысл жить в мире с самим собой и стараться, чтобы это была хорошая компания.

С. И. Хьюз

Превысокое владетельство — собою владеть.

(русская поговорка)

Психологический практикум для родителей с элементами театрализации и с участием детей «Становление личности». Конспект

В записи звучит инструментальная композиция оркестра под управлением Поля Мориа. На экране телевизора идёт видеоряд о детях. Здесь и детские игры, особенности их характера, общение детей между собой. Далее в записи звучит дикторский текст.

Диктор. «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать: не надо пытаться заменить его умение нашим» (Жан Жак Руссо).

Материалы для психологической диагностики

Шкала оценки мотивации одобрения

Уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - весьма существенно влияет качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Ответьте на вопросы только «да» или «нет».

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — «правильные ответы»):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18. 

Психологический марафон в 7-8-х классах «Как избежать психологических комплексов»

Цели марафона:

• развитие коммуникативных качеств личности;

• оказание помощи подросткам в формировании собственного характера и силы воли;

• воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние и состояние своих друзей и близких.

Описание психологического марафона

КТД – беседа для младших школьников 2-3 класса «Задушевный разговор»

Замысел. Творческое дело рассчитано на детей 2 — 3-го класса. Оно является средством изучения психологического климата в коллективе. Проводится в неформальной обстановке.

Использование в качестве «гостей» мягких игрушек маленького размера помогает настроить детей на тихий, спокойный разговор. Сердце, вырезанное из картона или объемное, изготовленное из ткани, передается из рук в руки, тем самым приглашая детей к разговору о проблемах, существующих в коллективе.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры, рассмотренные в данном материале, помогут сформировать у ребенка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества.

По сути любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками. Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться речевыми и неречевыми средствами коммуникации, а также взаимодействовать с партнерами по общению без проявления агрессии.

Игровое упражнение «Кто есть кто»

Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Процедура игры следующая:

1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Занятие по психологии для старшеклассников. Тема: Мои мечты. Будущее. Карьера. Успех.

На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по- настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной.

П. Коэльо

Карьера - актуальное и популярное сегодня понятие. Если некоторое время назад слово «карьерист» носило определенный негативный оттенок, то сейчас оно ассоциируется с успешным, активным человеком, который знает, чего хочет от жизни.

Занятие по психологии для старшеклассников. Тема: Ошибки в выборе профессии

Что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий.

П. Коэльо

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

• Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются в основном под воздействием родителей (иногда - учителей).

Занятие по психологии для старших классов. Тема: Надо. Требования современного рынка труда.

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути - не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего - его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него

Занятие по профориентации. Я могу. Способности. Профессиональная пригодность

Лучше все же делать то, что ты делать мастер.

Песня из к/ф «Про Красную Шапочку»

Следующий шаг после определения круга собственных интересов - определение своих возможностей, ответ на вопрос: «Что я могу? Что у меня получается?». Это ответ на вопрос о наличии способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, ведущие к успешному овладению определенной деятельностью (деятельностями), но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые у него уже есть. (Б. М. Теплов)

Занятия по профориентации для 11 класса.

Тема: Мои цели. Личный профессиональный план.

Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.

Ф. М. Достоевский

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель - половина успеха. Грамотно - значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное - реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.