Психология

Возрастные различия в проявлении агрессивности

Дошкольный возраст. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе, в развивающих центрах), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Но коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

Секреты воспитания детей в семье

Позитивные отношения между взрослыми и ребенком

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Не выступайте в роли судьи.

3. Снимите контроль. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Доверяйте ребенку, демонстрируйте уверенность в нем.

Психологический классный час для подростков

Понятие: принятие решения - это этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия.

Задачи: рассмотреть этапы процесса принятия решений; предоставить возможность потренироваться в принятии решений.

Материалы: карточки с описанием сложных ситуаций.

Психологический классный час для учащихся 5-6 класса

Понятие: чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.

Задачи: помочь осознать, что мысли и чувства — это не одно и то же; показать обучающимся необходимость анализа собственных чувств и способы их регуляции.

Материалы: картинки с изображением различных чувств; карточки с прилагательными, обозначающими различные чувства.

Психологический классный час для подростков

Задания для обучающихся

1. Игра «Закончи предложение».

Перед тобой - начало предложений. Давай попробуем дополнить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.

Сначала потренируемся. Начало предложения: Каждое утро...

Советы психолога. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Как физическое, так и психическое развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить как ряд волн активизации.

В отдельные моменты мы удивляемся, как быстро ребенок подрос, в другие - сокрушаемся, отчего же он не растет. Но это закономерное явление. После роста и образования новых структур должны установиться и новые связи между этими структурами, вызреть новые механизмы управления ими. И трудно сказать, какой из периодов важнее для ребенка, ясно одно: каждый из возрастных этапов требует соответствующих условий, чтобы все наследственно заложенные предпосылки к росту и развитию имели возможность реализоваться.

Психологические особенности старшеклассников

Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие в раннем юношеском возрасте характеризуется гармонизацией, в отличие от подросткового, основной чертой которого была неравномерность, или гетерохронность.

Анализ психологических проблем детей в начальной школе широко представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.

Умение учиться включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способа выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Эти положения развиваются в работах А. В. Запорожца, А. И. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской.

Урок-практикум по самовоспитанию для учащихся старших классов «Учитесь властвовать собой»

Величайшая победа — есть победа над самим собой.

П. Кальдерон

Человеку имеет смысл жить в мире с самим собой и стараться, чтобы это была хорошая компания.

С. И. Хьюз

Превысокое владетельство — собою владеть.

(русская поговорка)

Психологический практикум для родителей с элементами театрализации и с участием детей «Становление личности». Конспект

В записи звучит инструментальная композиция оркестра под управлением Поля Мориа. На экране телевизора идёт видеоряд о детях. Здесь и детские игры, особенности их характера, общение детей между собой. Далее в записи звучит дикторский текст.

Диктор. «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать: не надо пытаться заменить его умение нашим» (Жан Жак Руссо).

Материалы для психологической диагностики

Шкала оценки мотивации одобрения

Уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - весьма существенно влияет качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Ответьте на вопросы только «да» или «нет».

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — «правильные ответы»):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18. 

Психологический марафон в 7-8-х классах «Как избежать психологических комплексов»

Цели марафона:

• развитие коммуникативных качеств личности;

• оказание помощи подросткам в формировании собственного характера и силы воли;

• воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние и состояние своих друзей и близких.

Описание психологического марафона

КТД – беседа для младших школьников 2-3 класса «Задушевный разговор»

Замысел. Творческое дело рассчитано на детей 2 — 3-го класса. Оно является средством изучения психологического климата в коллективе. Проводится в неформальной обстановке.

Использование в качестве «гостей» мягких игрушек маленького размера помогает настроить детей на тихий, спокойный разговор. Сердце, вырезанное из картона или объемное, изготовленное из ткани, передается из рук в руки, тем самым приглашая детей к разговору о проблемах, существующих в коллективе.

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры, рассмотренные в данном материале, помогут сформировать у ребенка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества.

По сути любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками. Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться речевыми и неречевыми средствами коммуникации, а также взаимодействовать с партнерами по общению без проявления агрессии.