Предлагаемые разработки классных часов для учащихся 1-11 классов, беседы и родительские собрания по проблемным вопросам, тесты и анкеты с целью исследования жизненных и нравственных приоритетов направлены на выявление индивидуальной социальной ситуации развития ребенка и преодоление трудностей в решении конкретных ситуаций в семье.
Материалы адресованы классным руководителям, социальным педагогам и психологам общеобразовательных учреждений, могут быть полезны студентам педагогических вузов и колледжей.
Классные часы в 5-8 классах
Воспитательная работа в школе - это необъятный простор для творчества учителя и учащихся. Расширить кругозор школьников, воспитать у них чувство красоты, приобщить к шедеврам русской культуры и искусства, познакомить с великими творениями русских зодчих, композиторов, художников, научить понимать мир прекрасного и помочь войти в него - задачи не только преподавателей музыки и изобразительного искусства, но и классного руководителя как воспитателя и наставника. Хорошо, если классные часы проходят в живой атмосфере, наполненной творчеством, активным участием школьников. Такие занятия целесообразно дополнить игровыми формами работы, которые дадут возможность не только интересно провести время, но и приобрести новые знания, узнать больше. В разделе предлагаются классные часы для учащихся 5-8 классов и представляют собой результат многолетнего опыта учителей-практиков, не раз проводивших интересные классные часы. Разработка классных часов для 5, 6, 7, 8 класса Сценарии классных часов для школьников Классные часы для учащихся средних классов школы |
|
Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа
Разработка классных часов для 9, 10, 11 класса Классные часы - 9 класс Классные часы - 10 класс Классный часы - 11 класс Сценарии классных часов для школьников Сценарии классных часов для старшеклассников Классные часы для студентов колледжа, техникума, СПО |
|
Классные часы в начальной школе
Классный часы в 1 классе. Классный час во 2 классе. Классный час в 3 классе. Классный час в 4 классе. Классные часы для младших школьников В разделены представлен опыт работы учителей начальной школы по организации и проведению классных часов для младших школьников. Материалы классных часов направлены на воспитание нравственности и духовности, на пропаганду здорового образа жизни и профилактику правонарушений. Материалы предназначены для учителей начальных классов, организаторам внеклассной работы, классным руководителям. |
|
Сценарии родительских собраний
Работа с родителями в школе Сценарии родительских собраний в школе Сценарии родительских собраний в начальной школе Данный раздел поможет классному руководителю проводить интересные и эффективные родительские собрания в течение всего учебного года. Подробные сценарии облегчат учителю подготовительную работу. В материалах собраний затронуты такие актуальные проблемы, как снижение успеваемости, профилактика вредных привычек, трудности в общении, роль отцов в семейном воспитании и многие другие. В ходе собраний активно используются такие современные методы работы, как мозговой штурм, энергизаторы, тренинговые упражнения. Предложены современные формы взаимодействия участников образовательного процесса - деловые встречи педагогов и родителей, круглые столы, консультации, игры-тренинги, практикумы, основанные на сотрудничестве, консолидации методических, психолого-педагогических ресурсов, обеспечивающие родителей необходимой информацией о новых требованиях к обучению и подходах к его результатам, помогающие учителю вместе с семьей решать задачи, поставленные ФГОС в работе с учащимися - от адаптации пятиклассников к условиям основной школы до формирования УУД и предметных умений на высоком уровне. Отвечая на вопросы анкет, обсуждая проблемные ситуации, выполняя тесты, следуя советам специалистов, родители в рамках педагогического сопровождения уверенно смогут положительно повлиять на овладение детьми умением учиться и оправдать свои ожидания в отношении желаемого качества их обучения и воспитания. Материалы раздела будут полезны классным руководителям, школьным психологам, учителям-предметникам, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе. |
Экологическое воспитание школьников. Экологический день Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней. Программа дня: экологическая разведка, конкурс знатоков природы, работа «фабрики Самоделкина» по изготовлению поделок из природного материала, выставка «Природа и фантазия», операция «Муравей», знакомство с Красной книгой; «Копилка экономических знаний», подготовка рукописной книги о 10 чудесах природы; игра-путешествие «В гости к Берендею»; конкурс знатоков голосов птиц и животных. |
|
Лекция для родителей школьников. Тема: Предупреждение и борьба с вредными привычками у детей и подростков Вопросы для рассмотрения: 1. Предупреждение лени, неисполнительности, необязательности, невыполнения обещанного. 2. Воспитание у подростков сознания неприкосновенности общественной и личной собственности граждан, предупреждение правонарушений и детской преступности. |
|
Сотрудничество классного руководителя 5-9 класса со школьным библиотекарем Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С ее помощью можно развивать у детей познавательную активность, интерес к учению, формировать исследовательские умения, развивать любовь к книге, чтению. Формами сотрудничества библиотеки (библиотекаря) и классного коллектива могут быть: |
|
Лекторий для родителей 5-8 класса «Возрастные особенности подростков...» Лекторий для родителей «Возрастные особенности подростков и семья ученика» Тематические родительские собрания в форме лектория могут быть организованы школьным психологом в содружестве с классным руководителем. Целями данного направления работы являются повышение педагогической компетентности родителей школьников, а также обеспечение благополучия как родителей, так и подростков. |
|
Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов Содержание и организационно-методические основы предпрофильной подготовки Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, и подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. |
|
Адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в средней школе Общая характеристика адаптационного процесса в 5 классе Социальная адаптация, приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. |
|
Родительский комитет класса. В помощь классному руководителю Выборы родительского комитета класса Выбор родительского комитета — это поиск людей творческих, желающих сделать жизнь своего ребенка и класса в целом Интересной и нестандартной. Ведь от того, кто будет работать в родительском комитете, зависит результативность воспитательной работы в классе в целом. Если в классе работает действенный родительский комитет, он может обеспечить решение очень многих вопросов, связанных с жизнью классного коллектива |
|
Актуальность читательских конференций Такая форма внеклассной работы, как конференция, известна достаточно давно. Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем. Они могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими или научно-исследовательскими. В ходе конференции учащиеся имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез. |
|
Игра «Идея» Цель: коллективно составить план подготовки и проведения общеклассного дела. Предварительная подготовка Совет класса или организатор заранее готовит карточки с вопросами. |
|
Формы коллективного анализа общего дела Одной из форм коллективного анализа общего дела может быть совместная встреча учащихся в форме огонька. Такую форму уместно использовать, когда классный руководитель и учащиеся запланировали совместное подведение итогов коллективного творческого дела, учебной четверти, учебного года, совместной экскурсии или поездки и т. д. |
|
Организация коллективного взаимодействия школьников Важнейшим условием творческого развития личности школьников, становления их личности является включение их в активную организаторскую деятельность. Коллективное творчество учащихся бывает затруднено, если: |
|
В помощь классному руководителю. Методы изучения коллектива класса Изучение школьной документации Классному руководителю в изучении коллектива могут помочь школьные документы. Классный журнал. Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много полезной для себя информации он может почерпнуть в классном журнале. Здесь он может взять данные о педагогических показателях школьной успеваемости учащихся. |
|
Коллектив класса и развитие ученического самоуправления Понятие коллектива Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависят возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов. |
|
Возрастные особенности старших подростков (учащихся 8-9 классов) Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др. Подчеркнем, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старших подростках. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков. |
|
Возрастные особенности младших подростков (учащихся 5-7 классов) Подростковый возраст согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина имеет границы от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин Д.Б., 1971). Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того, психологи внутри возраста выделяют своеобразный переходный период от отрочества к юности, приходящийся на 14-16 лет. |